Что такое овербукинг

овербукинг

Сегодня разберемся с хитростью авиакомпаний под названием овербукинг. Говорить будем в контексте авиаперевозок, хотя овербукинг может применяться и при бронировании отелей или при аренде авто и в других сферах.  Дословно это явление можно перевести как “перебронирование” или “перепродажа”. Овербукинг подразумевает, что на конкретный рейс самолета продается больше билетов, чем фактическое количество посадочных мест. Серьезно, многие авиакомпании так и делают! Поэтому мы постараемся разобраться, как минимизировать риск стать жертвой овербукинга.

Почему возможен овербукинг

По статистике около 7% пассажиров не являются на рейс. Кто-то опаздывает, кто-то отказывается от полета, но причины не волнуют авиакомпании. Их волнует лишь следствие – самолет летит со свободными местами. А если так, то почему бы не заполнять и эти места и максимизировать свою прибыль? Авиакомпании так и поступают – продают больше билетов, чем количество мест в салоне, а в результате перевозят всех, кто зарегистрировался.

Но, к сожалению, не все так просто. Теория вероятностей и нормальный закон распределения указывают нам на то, что при большом количестве повторений неизбежно будет случаться, что на регистрацию доберутся все пассажиры, кому продали билеты. И тогда возникнет скверная ситуация, при которой кому-то придется остаться. Авиакомпании понимают этот риск, но их прибыль от такой практики покрывает возможные убытки.

Тогда пассажиру будет предложено улететь следующим рейсом этой или другой авиакомпании, компенсировать издержки или вернуть стоимость билета. Хорошо, если это рейс Москва – Петербург, где самолеты летают непрерывно, и даже не попав на свой рейс, можно улететь всего через полчаса или час. Но овербукинг вполне возможен и на каком-нибудь рейсе Хабаровск-Москва, где самолеты летают раз в день. Такое ожидание уже будет малоприятно.

Кстати, возможен и внеплановый овербукинг. Например, его причиной может стать технический сбой и ошибочная продажа чрезмерного количества билетов. Или другой вариант – поломка самолета и его замена другим, меньшей вместительности. В таких вещах, конечно, авиакомпания уже не виновата, но путешественнику от этого не легче.

Какова вероятность овербукинга

Далеко не все авиакомпании и не на всех направлениях применяют овербукинг. Для тех, кто применяет, мне попадалась различная статистика – от 1 до 10 случаев овербукинга на 10 000 пассажиров. Не очень большая вероятность, конечно. Но узнать о нем можно только постфактум, если попасть в число незадачливых путешественников.

Да, и для любителей поболтать на тему, как плохо в России, и как хорошо там, где нас нет. Овербукинг это мировая практика, и неприятные ситуации встречаются повсеместно. Например, вот случай из США, где пассажира насильно вытащили уже из самолета, потому что понадобилось перевезти сотрудников авиакомпании. Видео с криками прилагается.

В России ведутся разговоры то о конкретизации возможности овербукинга в законодательстве, то о его запрете. Может, в 2018 примут поправки в закон. Например, предлагается конкретизировать сумму компенсации, установить категории пассажиров, которые не могут оказаться за бортом (беременные, инвалиды и т.д.) Но пока ситуация не спешит проясниться, и все остается на своих местах.

Что делать жертве овербукинга

Как ни странно, возможны ситуации и повышения класса обслуживания. Например, у моих знакомых была история, когда их из эконома перевели в бизнес-класс. То есть они улетели на своем же рейсе, еще и в лучших условиях. Возможно и понижение класса, тогда авиакомпания обязана компенсировать неудобство.

Ситуации с законодательством по данному вопросу в разных странах отличаются. Для компаний Евросоюза можно рассчитывать на компенсацию от 250 до 600 евро, в зависимости от дальности полета. Это актуально только для рейсов в которых аэропорт вылета или прилета находится в Евросоюзе. В США компенсация будет, если следующий рейс отправляется позднее, чем через час и составляет двукратную или четырехкратную компенсацию стоимости билета, но не более 675 или 1350 долларов соответственно. Все это помимо компенсации затрат на гостиницы и обеды.

В России из-за отсутствия законодательного регулирования на компенсацию рассчитывать вообще нельзя. Надеюсь, в ближайшее время закон все-таки будет принят. Пока действуют правила, актуальные для обычной задержки или отмены рейса. Статья 120 Воздушного кодекса РФ утверждает, что перевозчик обязан коменсировать 25% МРОТ за каждый час просрочки доставки пассажира до пункта назначения, если это произошло по вине авиакомпании, но не более 50% от цены билета. На деле доказать свои права при овербукинге будет достаточно сложно, перевозчик может запросто сослаться на технический сбой и снять с себя ответственность. Это что касается компенсаций.

При этом в Приказе Минтранса России от 28.06.2007 № 82 “Об утверждении Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей” указывается:

99. При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
  • предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов – в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время;
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  • организация хранения багажа.
Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
Для целей настоящего пункта время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.

Можно идти и дальше и требовать компенсации от авиакомпании, в том числе через суд. Начать стоит с написания претензии в авиакомпанию, в двух экземплярах. С ней нужно приложить справку, что вас действительно не посадили на рейс, любые чеки, которые повлекла за собой задержка, доказательства опоздания вследствие этого на важные мероприятия и т.п. А также изложить требования. Если результата претензия не возымела, то можно обращаться в суд.

Как избежать овербукинга

  1. Достаточно часто случается овербукинг у туроператоров (актуален и для авиабилетов и для гостиниц). У моих знакомых не раз бывали ситуации, когда после оплаты тура выяснялось, что мест на нужный рейс или номеров в гостинице не хватает. Тогда турфирмы предлагают альтернативные варианты. Как правило, можно вернуть деньги, хотя подпорченный отпуск уже не вернут. Но и тут не всегда все просто, турфирмы могут идти на какие-то уловки, еще и судиться с ними придется. После таких историй я очень иронически отношусь к замечаниям, что вот-де в турфирме все надежно, а когда сам покупаешь билеты и гостиницу, это более рискованно. Ну-ну. Так что первый совет – не слишком часто или осторожно пользоваться услугами турфирм.
  2. Для регулярных авиарейсов такие ситуации гораздо менее вероятны, и есть возможность себя обезопасить. Самое простое – регистрироваться на рейс как можно раньше. Ведь нам неважно, сколько билетов продано на наш рейс. Нам важно зарегистрироваться тогда, когда места еще есть. Часто мы имеем возможность осуществлять самостоятельную регистрацию в интернете, на сайте авиакомпании. Она открывается примерно за сутки, там можно и место себе выбрать. Одни плюсы, короче.
  3. Если не получилось сделать онлайн регистрацию, то нужно хотя бы приехать в аэропорт заранее, хотя бы за полчаса до окончания регистрации. Напоминаю, что стандартно регистрация заканчивается за 40 минут до вылета рейса.

Надеюсь, никто из прочитавших эту статью, не столкнется с овербукингом. А если и столкнется, то это будет приятный перевод из эконома в бизнес-класс 🙂


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *