Что такое каршеринг

белка кар в москве

Сегодня про передвижение в пределах своего города, а именно про новомодное слово каршеринг. Явление быстро набирает популярность и рынок данной услуги еще очень далек от насыщения. Давайте разберемся, что такое каршеринг, насколько он выгоден и какие для этого вида транспорта существуют подводный камни.

Если говорить коротко, то каршеринг это сервис поминутной аренды автомобилей. Его можно называть новым видом транспорта, потому что это не обычная аренда, и не такси, и не личное авто, а что-то среднее.

Концепция каршеринга

Работает каршеринг так: через приложение в смартфоне мы находим ближайшую к нам свободную машину, которая находится в пешей доступности. Мы бронируем ее, идем к ней, осматриваем, открываем с помощью смартфона, садимся и едем куда нам надо. По прибытии в точку назначения паркуемся и заканчиваем аренду. Если машина нам еще понадобится, то может быть целесообразно поставить ее в режим ожидания, когда она останется недоступной для бронирования другими людьми. Сделав свои дела, мы возвращаемся к ожидающей нас машине и дальше снова едем, куда надо.

После окончания бронирования с привязанной к аккаунту банковской карты списываются деньги. Оплата осуществляется за минуту аренды. В разный службах каршеринга это 7-11 рублей за минуту. Режим ожидания оценивается дешевле, например, 2,5 рубля минута. Теоретически, каршеринг дешевле, чем такси, хотя об этом стоит более подробно поговорить в разделе про минусы каршеринга.

Ценообразование предельно простое. Больше мы ни за что не платим. Бензин, расходники, амортизация – все уже включено в стоимость. Это если рассматривать безаварийное вождение по правилам.

Каршеринг это не обычная аренда автомобиля. В данном случае, нам не нужно обращаться в службу аренды, заполнять каждый раз договор, тратить час на оформление. Мы один раз регистрируемся в конкретном каршеринговом сервисе и пользуемся их машинами.

Существует несколько служб каршеринга, и их количество увеличивается. В Москве, где явление наиболее развито, это BelcaCar, Делимобиль, YouDrive, Anytime, Car5. В Петербурге работают Делимобиль, YouDrive и Colesa. В Краснодаре и Сочи работает URentCar. Постоянно появляются новости о запуске сервисов в Екатеринбурге, Казани, Уфе и других городах, может, они уже запустились. Кстати, в путешествиях за границей мне тоже сейчас часто попадаются каршеринговые машины. Каршеринг продолжает набирать популярность повсеместно.

каршеринг на карте Москвы

Как пользоватся каршерингом

Первым делом надо зарегистрироваться в нужной нам службе каршеринга. Процесс в разных случаях занимает разное время. Я регистрировался в Петербурге в YouDrive и в Делимобиле. Регистрацию можно сделать удаленно, отправив необходимые документы. В первом сервисе меня зарегистрировали через три часа после подачи заявки. Во втором я не мог зарегистрироваться неделю, оказалось, что им не понравились какие-то мои документы, но меня об этом не уведомили, долго выяснял. Но в любом случае, эту процедуру надо совершить всего один раз.

Само бронирование осуществляется в следующей последовательности, в приложении должны быть подсказки по поводу текущих шагов:

  1. Находим ближайшую машину в приложении. Пока приходится искать во всех приложениях по отдельности. Это не слишком удобно, существует сервис и приложение allcarsharing.com, где собирают на одной карте машины из разных систем. Аналогичным сервисом занимается Яндекс (ссылка), думаю, когда он его доделает, можно будет не искать альтернативы.
  2. Бронируем ближайшую машину и идем к ней. Обычно, время бесплатного бронирования составляет 20 минут. Искать машины, бывает, приходится по дворам, хотя у меня не было с этим проблем. В Делимобиле можно приказать машине посигналить, если не можешь ее найти. Это забавно. поиск машины делимобиль
  3. Дошли до машины. Теперь надо ВНИМАТЕЛЬНО осмотреть машину. Фиксируем все недостатки по кузову, а также в салоне. Если есть дефекты, то сообщаем в службу поддержки. Это надо делать очень внимательно, потому что если мы приняли машину, то ответственность за царапины и сколы лежит уже на нас. Конечно, если вам попалась машина с царапиной, то велика вероятность, что о ней уже кто-то сообщил. Но если нет, и следующий после вас водитель ее заметит, то придется оплачивать.
  4. Необходимо проверить наличие страховки и свидетельства о регистрации (СТС) в бардачке.
  5. Все проверили? Начинаем движение.
  6. Доехали до места назначения, припарковались в разрешенном месте. Запрещено парковаться в зоне парковки на огороженной шлагбаумом территории и в подземном паркинге.
  7. Если машина больше не нужна, то выключаем все приборы, закрываем и заканчиваем аренду. Либо, если машина еще понадобится, то переводим ее в режим ожидания по более дешевому тарифу.
  8. Если надо ехать дальше, то выводим авто из режима ожидания и повторяем пункты 5-7.

Преимущества каршеринга

преимущества делимобиля

Популярность каршеринга обуславливается многими преимуществами. Вот они.

  • Дешевле по сравнению с такси. Здесь стоит сделать важную оговорку – при безаварийной езде по правилам. Принято считать, что каршеринг выигрывает по цене у такси. Это действительно так, но многое зависит от выбранного тарифа и от других факторов, о которых я поговорю в разделе о недостатках. Вообще, на малозагруженных дорогах каршеринг будет дешевле на 20-40%.
  • Дешевле по сравнению с личным авто. Здесь для меня все очевидно. Я думаю, что даже стоимость километра движения на личном авто примерно похожа на стоимость при каршеринге, а уж стоимость содержания машины несравнимо выше. По моим расчетам обслуживание личного авто, при регулярных поездках обходится примерно в половину стоимости машины в год. При подобной оценке люди чаще думают про бензин. Но значительную часть затрат составляет удешевление машины вследствие амортизации и расходники. При каршеринге мы об этом не задумываемся. В Москве мы еще должны добавить стоимость платной парковки в городе, которая для каршеринга равна нулю.
  • Не нужно думать про заправку, ремонт и проч. Тут опять сравниваем с личным авто. При каршеринге нас эти вопросы обычно не волнуют (хотя бывают форс-мажорные ситуации). В идеальной ситуации мы просто доезжаем из точки А в точку В и забываем про эту машину. Заправка может понадобиться, но тогда денежные и временные затраты на нее будут компенсированы. Важно помнить, что нельзя оставлять машину с низким уровнем бензина, иначе нас ждет штраф (тут правила разных служб различаются). Кстати, я пока не понял, как обеспечивается чистка машины от снега в зимнее время, и кто будет этим заниматься. Интересно.
  • Можно покататься на разных авто.  Автопарк у разных сервисов разный. Популярностью пользуются Kia Rio и Hyundai Solaris, но у кого-то есть и Мерседес и другой премиум-класс. Обычно, такие машины дороже для аренды, но при разовых поездках это гораздо дешевле, чем содержание собственной. Насколько я понимаю, машины всех сервисов оборудованы АКПП. У YouDrive в автопарке Smart с роботизированной коробкой передач.
  • Бесплатная парковка в Москве. Упомянул уже, но выделю в отдельный пункт. Платная парковка в Москве значительно увеличивает стоимость содержания машины, если практиковать ежедневные поездки из дома на работу. Машина просто стоит весь рабочий день, и за это нужно платить. С каршерингом мы доезжаем до работы и все. Кстати, в Питере пока все наоборот – каршеринговые машины нельзя оставлять в зоне платной парковки. Надеюсь, со временем власти поймут, что развитие каршеринга выгодно для улучшения дорожной ситуации.
  • Экологичность. Каршеринг является в том числе и социальным проектом, потому что способен повлиять на количество пробок. Чем больше людей будет им пользоваться, тем рациональнее будет использоваться каждая машина. Соответственно, тем меньше машин будет в городе, и меньше выбросов (напоминаю, что 80% загрязнения воздуха в среднем городе происходит от автомобилей).
  • У некоторых сервисов есть возможность посуточной аренды. Например, у Делимобиля есть такое. Это прямо удобно. Аренда на сутки за 2000 рублей, что не дороже классической аренды. При этом гораздо удобнее, ведь мы также бронируем машину из приложения и не тратим времени на оформление. И пользуемся сутки машиной, как своей. У Делимобиля есть ограничение 150 км в день, после которого за каждый километр по 9 рублей, кажется. У кого-то я видел ограничение 200 км. Но такие ограничения есть и при классической аренде.

Недостатки каршеринга

царапина каршеринг

К сожалению, с каршерингом достаточно много подводных камней, о которых необходимо помнить, и оценивать, насколько его использование обоснованно.

  • Риски. Я говорил, что каршеринг номинально дешевле такси. Но дело в том, что и риски при таких поездках значительно выше и приближаются к рискам при владении личным авто. Если такси попало в ДТП, то нас это вообще никак не будет волновать, мы просто возьмем следующее. В каршеринговой машине ответственность уже на нас, как и в личном авто. Многие водители занижают риск попасть в ДТП, считая, что уж они достаточно опытны, чтобы с ними такое не происходило. Даже если не говорить, что такая позиция зачастую надуманна, стоит помнить, что вокруг нас множество неопытных или неадекватных водителей, которые все равно могут стать причиной нашего ДТП. Все машины имеют ОСАГО, и если мы не виноваты и сможем это доказать, то не будем платить. Но при этом все равно придется потратить время на оформление ДТП. А если наша вина, то это еще и повлечет материальные потери. Кстати, штрафы тоже оплачивает водитель!
  • Можно заплатить даже будучи невиновным. Отдельно выделю дополнительный риск. На фото выше царапина, которую я нашел на машине каршеринга, о чем и сообщил в службу поддержки. А вот вторую царапину на бампере заметил только после окончания бронирования, что несколько расстроило, ведь ответственность за нее могла лечь на меня. По счастью, царапина уже была учтена, кто-то сообщил о ней ранее. Помимо опасности от невнимательности, есть и следующая возможность. Мы пользуемся каршеринговой машиной, доезжаем до места, заканчиваем бронирование по всем правилам и уходим. А потом к припаркованной машине пристраивается другая и царапает наш каршеринговый автомобиль, о чем мы даже не подозреваем. В результате, следующий арендатор этой машины замечает дефект и резонно сообщает о нем. В итоге, платить приходится нам. К слову, аналогичный риск, конечно, есть и при владении личным авто, и он многократно выше.
  • Тариф с КАСКО дороже. В каршеринге я пользуюсь тарифом, в который включена КАСКО. Он обычно дороже минимального. Например, у Делимобиля минимальный тариф стоит 7 рублей в Петербурге, а с КАСКО 10 рублей за минуту. При второй цене разница с такси уже достаточно несущественная. Но и риски так меньше – при первой ставке авария по нашей вине повлечет потери до 150 тысяч рублей, а при второй – до 15 тысяч, кажется. Тут уж каждый сам решает, что ему важнее, и оценивает риски в зависимости от своих навыков.
  • При езде по пробкам может быть существенно дороже, чем такси. Тут, конечно, зависит от того, что за пробки. Но потерять там можно очень много времени. А вместе и нервов. То ли дело в такси – сел себе и читаешь книжку спокойно.
  • Если мало каршеринговых машин в городе. Регулярное использование каршеринга удобно, если только в городе достаточно много машин. В Москве сейчас их около 2,5 тысяч, и кажется, что этого достаточно много, чтобы в любом месте можно было найти машину в шаговой доступности. Хотя говорят, что и при этом попадаются зоны, где до машины достаточно далеко. Из-за этого каршеринг не всегда можно назвать надежным. Аналитики утверждают, что рынок будет развиваться и столица будет нуждаться в 15 тысячах машин. В Петербурге сейчас около 250 машин, и этого уже маловато. Если мы выбираем каршеринг вместо личного авто, то он должен быть всегда под рукой, хотя можно и совмещать его с такси.
  • Разные правила. Сервисов много, и правила везде немного разные. И стоит помнить об этой разнице, если мы не хотим попадать в неприятные ситуации. Например, в одной службе каршеринга может требоваться оставлять авто с 10% бензина в баке, а в другой с 25%. Или может различаться зона, где можно прекращать аренду. А за нарушение правил списывают штраф!
  • Поездки только по городу. Взять машину в городе, съездить в область и вернуться можно, но едва ли это будет удобно, разве что, при посуточной аренде. В принципе нельзя поехать в другой город. Вообще же, прекращать бронирование и оставлять машину можно только в пределах своего города (у разных сервисов эти границы разнятся). Потому и каршеринг эффективно применим лишь там.
  • Может быть грязно в машине. Лично я с таким не сталкивался, машины, которые брал были очень чистыми. Но говорят, что бывает мусор и грязь после предыдущих арендаторов. Это нужно отметить в приложении, за такое полагается штраф. Думаю, постепенно люди научатся относиться к каршеринговой машине не как к личной.
  • Неудобно перевозить вещи в машине. Конечно, каршеринг не сможет на 100% заменить личное авто, и таскать с собой всякую всячину не получится. Вот с перевозкой детей ситуация более обнадеживающая. Некоторые сервисы заявляли о планах предоставлять с машиной и детское автокресло, но вроде бы, пока не разобрались, как обеспечить, чтобы их не воровали. Думаю, в скором времени проблема будет решена.

О чем нужно помнить при каршеринге

Каршеринг все-таки не для всех, и для успешного использования стоит проконтролировать несколько моментов.

Во-первых, каршеринг малопригоден для начинающих водителей, потому как риски значительно превышают выгоду. Все-таки машины в разных сервисах разные (хотя можно привыкать только к машинам одного конкретного сервиса), везде будут по-разному настроены зеркала, кресло. Для начинающего водителя это может вызвать некоторые проблемы, как и сама непривычная ситуация.

Еще во время вождения я замечал у себя неприятный психологический эффект, который заключается в желании ехать побыстрее. Конечно, ведь каждая минута это деньги. Но так и риск существенно увеличивается. Это иррационально, ведь при езде на личной машине мы секунды не считаем, а там они тоже увеличивают издержки. Так что надо душить жабу. Думаю, это вопрос привычки, в конце концов, когда-то давно мы и секунды при разговоре по мобильному телефону считали. А кто сейчас об этом задумывается?

Важно всегда помнить о наличии заряда на телефоне и денег на привязанной банковской карте. Если телефон разрядится во время поездки, то мы не сможем завершить бронирование, придется искать розетку как-то. К слову, в некоторых машинах бывает телефонная зарядка. Если не хватает денег на карте, то будут начисляться пени за каждый день просрочки, до 5% в день, в зависимости от сервиса.

Наконец, я верю, что в ближайшие десятилетия, когда будут внедрены полностью автономные машины без водителей, классическое такси и каршеринг в сегодняшнем виде уже не будут существовать. Тогда поездки будут так же комфортны, как на такси, и так же дешевы, как на каршеринге по минимальному тарифу. Предполагаю, что это произойдет раньше, чем нам кажется, по прогнозам массовое внедрение к 2021 году, и эта цифра выглядит реалистичной. В конце концов, техническая возможность есть уже сейчас, и даже пилотные проекты появляются, нужны только новые законы.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *